7 сентября завершится 78-й Венецианский кинофестиваль. В последние дни главного конкурса расставили новые акценты.
Трудно предсказать решения жюри, но можно с уверенностью сказать, что женщины не останутся без внимания. И не только потому, что жюри возглавляет Изабель Юппер, известная актриса и интеллектуалка. Венецианский фестиваль естественным образом пришёл к тому, что женское начало занимает центральное место в программе — будь то имена режиссёров, центральные персонажи или проблемный дискурс.
«Мужское кино», конечно, имеет меньше шансов на награды, хотя это не значит, что их совсем нет. На награды могут претендовать фильмы «Бруталист» Брейди Корбета и «Квир» Луки Гуаданьино — хотя бы за роли, сыгранные актёрами Эдриеном Броуди и Дэниелом Крейгом. Ведь венецианские Кубки Вольпи для актёров-мужчин пока ещё никто не отменял. Также стоит обратить внимание на Хоакина Феникса из нового «Джокера». Хотя сиквел получился формальным и банальным, он всё же может быть номинирован на награды.
После Тильды Суинтон и Джулианны Мур, которые уже блеснули на фестивале, список женских ролей, которые могут претендовать на награды, пополнился. Одна из первых в этом списке — бразильянка Фернанда Торрес, которая сыграла в фильме «Я всё ещё здесь» мать пятерых детей, оставшихся без отца после репрессий военной хунты. Актриса создала выразительный женский портрет, который кажется высеченным из куска мрамора в классическом стиле, без каких-либо изысков и противоречивых подробностей. И это может впечатлить на фоне всех депрессий, фобий и перверсий, которые представлены на фестивале в изобилии.
Всё более значительным становится вклад женщин в режиссёрскую профессию. Как минимум три фильма позволяют говорить об этом, не рискуя угодить в ловушку ложной актуальности.
Маура Дельперо показала фильм «Горная невеста», вписав историю дезертира Второй мировой в пейзаж итальянских Доломитовых Альп. Этот фильм одухотворённо снят российским оператором Михаилом Кричманом, соавтором лучших работ Андрея Звягинцева.
Гречанка Афина Рахель Цангари нашла британскую локацию для своей картины «Жатва», разыграв нечто среднее между саркастическим вестерном и социальной притчей. Обитатели глухой деревни строят свою жизнь на смеси архаичного христианства, язычества и инфантильного социализма.
Брутальность и человечность: фильмы Педро Альмодовара и Брейди Корбета на Венецианском фестивале.
Грузинка Деа Кулумбегашвили показала фильм «Апрель», который стал самым поразительным фильмом фестиваля. Его трудно пересказать даже в общих чертах. Необходимо сообщить, что главная героиня Нина — акушер-гинеколог, которая помимо работы в больнице ездит по деревням и делает нелегальные аборты. Она сталкивается не только с весенним бездорожьем, но и с тупиками дремучего патриархата, абьюзом, предрассудками и преступлениями, принимая близко к сердцу несовершенство человеческой натуры и общества. Но проблемы коренятся не только в других людях, а в ней самой, в её травмированном детстве и одинокой зрелости, в её сексуальности, в мучительных снах и видениях. Это самое болезненное из впечатлений, рождаемых фильмом.
Эти впечатления резко контрастируют с другими — чисто визуальными, которые пробуждают сильные художественные эмоции и приближают «Апрель» к образцам высокого киностиля. Также стоит отметить роль оператора Арсения Хачатуряна, который родился в Минске и снимал предыдущие фильмы Кулумбегашвили. Его работа в «Апреле» приближает фильм к современному изобразительному искусству, а также к образцам высокого киностиля.