Компания «Бюро 1440», входящая в «Икс холдинг», начала разработку спутниковых Wi-Fi-терминалов для российских пассажирских самолётов — SJ-100, МС-21 и Ту-214. Об этом сообщил гендиректор холдинга Алексей Шелобков на форуме «Телеком 2025». Однако, по его словам, на адаптацию технологии к авиационным стандартам потребуется около пяти лет.
Производители самолётов предоставили разработчикам обширный перечень требований к оборудованию, включая параметры массы, габаритов, энергопотребления, а также соответствие авиационным нормативам, таким как ФАП-21. В «Бюро 1440» уточнили, что сейчас изучают необходимый объём трафика, географию покрытия и количество воздушных судов, подлежащих оснащению.
Эксперты отмечают, что создание авиационных терминалов — сложная задача. По словам аналитика Алексея Бойко, оборудование должно соответствовать жёстким требованиям по безопасности, включая устойчивость к вибрации, перепадам давления и температуры, а также пройти международную сертификацию. Гендиректор ComNews Леонид Коник добавил, что антенны должны быть одновременно компактными, аэродинамичными и достаточно мощными для стабильного сигнала, не увеличивая значительно расход топлива.
Ещё одной проблемой, по мнению экспертов, может стать оснащение импортных самолётов, которые составляют значительную часть парка российских авиакомпаний. Установка спутникового оборудования на такие лайнеры требует согласования с их производителями, что делает процесс крайне сложным.
Таким образом, несмотря на начало разработки, массовое внедрение спутникового интернета на российских рейсах ожидается не раньше конца десятилетия.